Как составить оферту — обязательные пункты и типичные ошибки

Собрали в одном материале все про оферту - какому бизнесу и зачем она нужна, как грамотно составить и на что обратить внимание, чтобы избежать ошибок.
Акцепт — действие, которое подтверждает согласие на условия оферты. Например, акцептом в интернет-магазине может быть галочка «принять условия продажи» или факт оплаты.
Публичная оферта — предложение заключить договор, составленное не для конкретного лица, а для широкого круга потенциальных клиентов.
Оферта — единый для всех документ, предлагающий заключить договор на определенных условиях.
Счёт-оферта — непубличная оферта, в которую сразу включен счет на оплату товара или услуги.
Непубличная оферта — предложение заключить договор, предназначенное для конкретного лица или компании.

Зачем и кому нужна оферта

Оферта поможет бизнесу, который продает товары или услуги для большого количества людей на одинаковых условиях. С одной стороны, это помогает компаниям не тратить время на заключение договора с каждым новым покупателем, защищает от несправедливых претензий клиентов и избавляет от штрафов. С другой стороны, оферта защищает интересы покупателей.
Некоторые компании, например, интернет-магазины, заключать оферту обязаны по закону, а ее отсутствие для них карается штрафом, но для многих наличие оферты опционально. Чаще всего документ используют:

Маркетплейсы

Несмотря на то, что оферта является обязательной, в данном случае она необходима, поскольку защищает маркетплейсы от потребительского экстремизма.

Онлайн-школы

В этом случае оферта не обязательна, но сильно упрощает жизнь при работе с клиентом на стандартных условиях.

B2B-компании

Которые продают типовые услуги бизнесу. Например, офертой пользуются дистрибьютеры ПО.

Что включить в оферту

Помните, что состав оферты напрямую зависит от конкретных запросов бизнеса, поэтому составлять ее лучше в индивидуальном порядке. Однако без этих пунктов не обойдется ни один документ:

Условия акцепта

Потенциальные клиенты должны ясно понимать, какое действие приведет к принятию оферты и иметь возможность отказаться от нее. Например, галочка напротив фразы «принять условия оферты» может быть акцептом, а открытие сайта или прочтение договора нет.

Обязанности и ответственности сторон

Обязательно пропишите, как и за что вы несете ответственность. Это защитит вас от претензий за то, на что вы не можете повлиять. Например, вы можете прописать, что товар должен использоваться только с конкретными комплектующими, а за использование других вы ответственности не несете.

Информация о товаре и услуге

Тут рекомендуем детально описать характеристики товара или услуги и исключить случаи, когда характеристики могут быть изложены противоречиво.

Условия доставки и возврата

В случае с доставкой вы снимете с себя ответственность за сохранность товара, если перевозчиком является сторонняя компания. А в условиях возврата вы можете прописать, например, какая часть суммы может быть удержана за доставку или эквайринг.

Информация о продавце

Обязательно укажите название и указание организационно-правовой формы организации вместе с реквизитами, иначе оферта не будет иметь силу.

Когда оферта не подойдет

Оферта — отличный инструмент защиты бизнеса, но это не панацея. Вот несколько случаев, когда она не подойдет:
Когда требуется персонализированный подход
Если бизнес ориентирован на предоставление услуг или товаров с учетом индивидуальных потребностей клиента, оферта может оказаться слишком обобщенной. В этом случае более подходящим вариантом может быть создание кастомного договора.
Когда необходимо частое изменение условий
Если товары или услуги часто изменяются или дополняются, поддерживать оферту в актуальном состоянии неудобно.
Когда нужно заключить сложный долгосрочный договор
Сложные сделки могут потребовать более детального и гибкого подхода, который не всегда легко вписать в рамки оферты. В таких случаях чаще используются контракты.

Самые частые ошибки при составлении оферты

Составление оферты — ответственный процесс, и существует несколько распространённых ошибок, которые стоит избегать:
Внести в оферту информацию, отличную от того, что указано на сайте
В случае, если спор с клиентом дойдет до суда, неизвестно, какую информацию суд посчитает корректной.
07 марта 2024 года
Вносить изменения в акцептованную оферту
Важный момент — изменить договор можно только для всех и сразу. И что еще важнее, эти изменения не коснутся тех, кто уже принял его условия.
Скопировать чужую оферту
В этом случае самое меньшее — это неактуальные пункты. Договор лучше всего составлять самому, тщательно проанализировав особенности бизнес-процессов.
Напишите нам
Заполните форму ниже. Мы свяжемся с вами в ближайшее время, чтобы уточнить детали.
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте согласие на обработку своих персональных данных